Артек: мечта или реальность?
Сегодня дети попадают в «Артек» с помощью системы АИС «Путёвка». Для этого надо зарегистрироваться в системе и загрузить туда все свои достижения. Система вычисляет их вес и присваивает определённый рейтинг. Директор «Артека» Алексей Каспржак рассказывает, насколько такой способ попасть в «Артек» эффективнее прежнего.
Дети могут получить бесплатную путёвку на основе регионального рейтинга своих достижений или принять участие в конкурсах тематических партнёров «Артека», повысить свой рейтинг за счёт побед в них и получить путёвку уже от тематического партнера.
Всё абсолютно прозрачно. Около 5% путёвок в каждой смене можно просто купить, но и для этого понадобится регистрация на сайте и портфолио: в этом году конкурс среди коммерческих путёвок был больше 20 человек на место.
Почти два года назад мы запустили эту систему в тестовом режиме, а официально она стала работать с января 2017 года. Конечно, мы шли на определённый риск, понимая, что быстро изменить привычный порядок не удастся. Но уже в конце ноября 2017 года в ней было зарегистрировано больше 158 тысяч детей, заявок на путёвки оставлено больше 126 тысяч. Все дети, которые посетили лагерь в 2017 году (а их больше 38 тысяч), приехали через систему АИС «Путёвка».
Мы видим, что система в этом году заработала в полную силу. Все привыкли уже за год, что теперь будет именно так и никогда по-другому. У нас есть служба поддержки, которая помогает регистрироваться.
Проблема может быть, только если ребёнок загрузил, например, свои картины, но он не имеет диплома или наград за них
А картины, может быть, прекрасны — вот тогда сложно… Мы будем думать, как ему помочь в такой ситуации.
Зачем мы ввели этот инструмент?
Во-первых, потому что способ попадания ребёнка в «Артек» — это вопрос нашей репутации, главный вопрос. В «Артеке» не должно быть, как говорили когда-то про одну известную московскую больницу, — «врачи анкетные, полы паркетные». С помощью АИС «Путёвка» мы приучили желающих поехать в «Артек» к тому, что все дети находятся в равных условиях. Мой ребёнок точно так же участвует в разных конкурсах, старается занять там призовое место, набрать нужный рейтинг, потому что хочет именно прожить смену в лучшем детском лагере, стать настоящей артековкой.
Во-вторых, ребёнок сам должен проявить инициативу, чтобы попасть к нам. Вот есть некий школьник, он хорошо учится, побеждает в разных спортивных конкурсах, творческих соревнованиях или он местный активист, или ещё что-то… А кто про это знает, кроме него и его близкого окружения? Страна-то в курсе про его успехи? Мы сделали так, чтобы была в курсе. И ребёнок сам решает, что хочет поехать в «Артек».
С этого момента начинаются изменения в его жизни. Он перестаёт думать, что раз он не первый в чём-то, то он чего-то недостоин.
Это же бич нашей образовательной системы — мы не умеем хвалить. Если для ребёнка пятое место — это достижение, значит, его надо погладить по голове и дать диплом
А у нас вся система построена так: троечник — это тот, кто не дотянул до четвёрки, а хорошист — это тот, кто не дотянул до пятёрки. Надо наоборот давать детям уверенность в том, что каждый из них — уникален, и его достижения уникальны. Что, конечно, не должно сформулировать представление о собственном превосходстве.
Уже можно смело сказать, что сама идея конвертации достижений в путёвку в «Артек» повлияла на жизнь детей в регионах. После «Артека» дети возвращаются домой и становятся проводниками новых артековских технологий. Иногда они даже начинают менять образовательный ландшафт в своём регионе. Например, дети, побывавшие у нас на экологической смене «Заповедная страна» в отряде «Эколидеры», вернулись к себе на родину и продолжают работу в ООПТ (особо охраняемые природные территории). Они уже самостоятельно (!) провели несколько подобных смен в своих заповедниках для других детей. Конечно, их образовательные программы более локальны, они проще и короче, но главное — они сделали это самостоятельно и на местном материале! А ведь не будь системы АИС «Путёвка» — эти дети не попали бы к нам. Умение к месту и вовремя проявить инициативу — это тоже воспитывает «Артек».
Третье. За последние три года в «Артеке» побывал почти 1% всех детей страны. У нас, благодаря АИС «Путёвка», собрана огромная база информации — чем дети интересуются, чем живут, чего добились. И она всё время пополняется. База эта могла бы в ближайшем будущем стать очень эффективным инструментом образовательной политики. У нас, конечно, есть государственная статистика. Но её данные не позволяют создать портрет современного ребёнка. Мой опыт работы в «Артеке» говорит о том, что мы слабо представляем, какие потрясающие дети есть у нас в стране, какие у них интересные мысли, как они умеют работать, взаимодействовать, поддерживать друг друга. Мы часто говорим, что дети не такие, какими были мы, что они не читают, ничем не интересуются… Это не так всё.
Для меня, например, откровением был финальный матч чемпионата России по теннису на колясках для юниоров, который проходил в сентябре на «Артек-арене». Трёхтысячная трибуна болела за двух ребят. Даже не столь важно, какие они творили чудеса в технике игры, важно то, как их поддерживали. Важно то, как встретили проигравшего в его лагере — ликованием, всеобщей поддержкой. В нашем взрослом обществе это сложно представить. В «Артеке» же совершенно другая жизненная ситуация, в ней хочется находиться, в ней хочется жить. Многие зрители-артековцы после этого матча пошли учиться теннису. Это самое главное для нас. Неслучайно Федерация тенниса России вручила «Артеку» в 2017 году «Русский кубок» за популяризацию этого вида спорта — благодаря «Артеку» это стало новым трендом. В этом смысле наша база данных дает объективный ответ: кто такой сегодняшний ребёнок и чем ему интересно заниматься.
Система АИС «Путёвка», конечно, будет развиваться. Она растёт количественно, а это накладывает определённые требования к безопасности. Мы будем заниматься также анализом получаемой информации. Для меня принципиально важно, чтобы система помогла ребёнку заранее спроектировать его образовательную траекторию в «Артеке» — до того, как он приехал сюда. Чтобы не тратить на это драгоценное присутствие в лагере. У нас всего 21 день. За который дети попробуют то, чего раньше не делали, научатся тому, чего раньше не умели, — будь то новый вид спорта или художественного и технического творчества, умение играть в команде или побеждать в одиночку. Зёрна, посеянные здесь, прорастают потом за пределами «Артека», мы в этом уже убедились.
Источник www.mel.fm